Мой сайт
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Мои файлы

Классный час "И на солнце есть пятна."
[ Скачать с сервера (1.11 Mb) ] 20.11.2011, 18:48

Классный час толерантности "И на солнце есть пятна"

Цель:развитие способности адекватно и более полно познавать себя и других людей.

 

Задачи:

развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;

содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих принять себя и уважительно к себе относиться;

формировать представление о понятиях толерантной и интолерантной личности.

 

Добрый день, ребята, мои дорогие шестиклассники!

 

Добрый день, уважаемые гости!

 

Предлагаю начать наше общение с разминки. Подготовила и проведёт её Лида.

 

Игра «Косичка».

 

Нам нужно разделиться на 3 команды. Я разрезала 3 открытки, возьмите 1 деталь. Вам нужно собрать эти открытки.

 

Молодцы. Вы хорошо справились.

 

А теперь, давайте заплетём «косичку». (К опоре привязано три ленты 5-7 метров). Каждая группа берётся за ленточку и все вместе плетут «косичку». Но есть условие: разговаривать, отвечать на любые вопросы нельзя. (Музыка)

 

(Можно провоцировать ребят на разговор.)

 

Рефлексия: Трудно было справиться с заданием?

 

Всё ли получилось?

 

Чувствовали ли вы единение в своей группе?

 

Всем спасибо! Занимайте места, усаживайтесь удобнее.

 

Тема нашего занятия: «И на солнце есть пятна».

 

- Как вы понимаете эти слова?

 

- Прекрасное солнце, любимое наше светило имеет еле заметные пятна. Пятна – недостатки. Мы видим недостатки у других людей, говорим им об этом. Пытаемся их изменить. Давайте послушаем притчу о Рабби Зусси. (Рассказывает подготовленный ученик.)

 

Притча.

 

Рабби Зусси решил изменить мир. Но мир – такой большой, а Зусси – такой маленький. Тогда Зусси решил изменить свой город. Но город – такой большой, а Зусси – такой маленький. Тогда Зусси решил изменить свою семью. Но семья у Зусси такая большая, одних детей десяток. Так Рабби Зусси добрался до единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким, - самого себя.

 

Вопросы для беседы:

Как вы поняли притчу?

Какой вывод вы сделали для себя?

Есть ли у вас недостатки? Кто вам о них говорил?

Хотели бы вы изменить себя?

 

Вывод: человек стремится к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой, быть счастливее.

 

- Что такое счастье в вашем понимании?

 

- Какого человека можно назвать счастливым?

 

На пути к счастью человек может допускать ошибки. Нужно только их во время заметить, исправить и больше не совершать.

 

Недавно мы читали «Сказку о счастье». На уроках ИЗО вы нарисовали прекрасные иллюстрации к сюжету. (Кабинет оформлен работами ребят.) Предлагаем вашему вниманию инсценировку по этой сказке.

 

«Сказка о счастье».

 

На свете жил один король,

 Богатый и могучий.

 Всегда грустил он. И порой

 Бывал мрачнее тучи.

 Гулял он, спал, обедал,

 А счастье он не ведал!

 Но вечно хныкать и тужить

 Бедняге надоело.

 Вскричал король: «Нельзя так жить!»

 И с трона спрыгнул смело.

 Да вмиг порушить злой удел

 Не в королевской власти.

 И вот король в карету сел –

 И покатил за счастьем.

 Король в окошечко глядит,

 Карета бодро катится.

 Постой-ка, кто там на пути?

 Девчонка в драном платьице:

 - О, всемогущий мой король,

 Подать хоть грошик мне изволь.

 - Эй, попрошайка, пропусти

 Скорей мою карету.

 Сойди немедленно с пути,

 Ведь я за счастьем еду! –

 Сказал король и укатил.

 А в синем небе месяц стыл…

 Карета мчится наугад

 Бог весть в какую сторону.

 Вдруг на пути стоит солдат,

 Израненный, оборванный.

 - О, мой король, - вскричал солдат, -

 Тебя увидеть очень рад!

 Прошу покорнейше: устрой

 Меня ты в услужение.

 Я за тебя стоял горой,

 Я, право, бился как герой,

 Я выиграл сражение.

 - А ну, служивый, пропусти

 Скорей мою карету.

 Сойди немедленно с пути,

 Ведь я за счастьем еду! –

 Сказал король и укатил.

 А в синем небе месяц стыл…

 Карета мчит во весь опор,

 Конь скачет, что есть духу.

 Вдруг на дорогу вышла с гор

 Сутулая старуха.

 - Прости, любезный мой король,

 Старуху одинокую.

 Ношу из леса я дрова –

 Тяжёлая работа.

 Гляжу вокруг, едва жива:

 А вдруг поможет кто – кто…

 - А ну, старуха, пропусти

 Скорей мою карету.

 Сойди немедленно с пути,

 Ведь я за счастьем еду! –

 Сказал король и укатил.

 А в синем небе месяц стыл…

 Вот лето кончилось. Жара

 Сменяется ненастьем.

 Король торопит:

 - В путь пора,

 Ещё немного – и ура!

 Своё настигну счастье!

 И всё бы кончилось бедой,

 Сомнений в этом нету.

 Да старец с белой бородой

 Остановил карету.

 Перекрестившись, не спеша,

 Торжественно и строго

 Сказал: - Заблудшая душа,

 Король, побойся бога!

 Ты ищешь счастья для себя,

 Ты странствуешь по свету.

 Но только ближнего любя,

 Найдёшь ты счастье это.

 Скорей послушайся меня:

 Обратно разверни коня.

 Дитя согрей, и накорми,

 Солдата в сторожа найми,

 Всё это сделай. Но сперва

 Старушке ты поможешь:

 До дома довезёшь дрова,

 Распилишь и уложишь…

 Тут вышла полная луна.

 И осветила путь она.

 Нелёгкий путь, обратный путь.

 Путь к счастью, не куда-нибудь.

 Король поныне во дворце

 Всем людям помогает.

 И счастье на его лице,

 Как ясный день, сияет.

 (И. Токмакова «Приключения Тутитами»)

 

Вопросы для обсуждения:

Как бы вы озаглавили эту историю?

Почему король не хотел помочь девочке, солдату и старушке?

Каким было поведение короля в начале истории? Какие черты личности вы можете назвать?

Как вы думаете, почему король изменился?

Всегда ли в жизни происходят такие изменения?

Случались ли с вами подобные истории? (Вам не помогли или вы кого-то не услышали?)

Приходилось ли вам изменить что-либо в себе после того, как кто-то указал на ваш недостаток?

Давайте определим, каких качеств не хватало королю до встречи со старцем?

Была ли цель в жизни у короля до встречи со старцем?

Изменилась ли его цель после встречи?

Чему учит нас эта сказка?

Как вы воспринимаете указания на вашу ошибку, замечания взрослых? Замечания друзей?

 

Вывод: - Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.

 

Игра «Поиск».

 

На доске большое число табличек с качествами и личностными характеристиками ( отзывчивый, равнодушный, добрый, понимающий, скупой, невежливый, самолюбивый… ) Найдите те слова, которые определяют короля до встречи со старцем. Расположите их в столбик на правой части доски, закрепляя магнитами.

 

Все слова найдены? Молодцы!

 

У людей есть и другие качества, которые позволяют ему жить в мире с собой и другими. Одним из таких качеств является терпимое отношение к другим людям, непохожим на вас.

 

Расположите их в левой части доски.

 

Спасибо. Вы были очень внимательны в нашей игре.

 

Введение понятий «толерантная личность» и «интолерантная личность».

 

Человек, обладающий такими качествами, является толерантной личностью.

 

А человека с данными качествами можно назвать интолерантной личностью.

 

Посмотрите ещё раз на эти характеристики. Всё ли вам понятно?

 

- Подумайте, какие качества есть у вас?

 

- Есть ли у вас качества из правой колонки?

К кому чаще всего мы испытываем нетерпимость? Почему?

Были ли в вашей жизни случаи, когда вы были нетерпимы или к вам был кто-то нетерпим? Как вы себя чувствовали в той ситуации?

Легко ли быть терпимым к своим недостаткам, ошибкам? Почему?

 

Вывод: Интолерантная личность – личность, нетерпимо относящаяся к людям, непохожим на неё. Интолерантность (нетерпимость) может начинаться от невежливости и раздражительности, а заканчиваться уничтожением людей.

 

- Как же справиться со своей нетерпимостью к некоторым школьным предметам, некоторым школьникам, братьям или сёстрам, окружающим?

 

Вывод: Этому нужно учиться, нужно вовремя замечать свои ошибки, быть выносливыми, слушать замечания, пытаться понять себя, принять других и стараться в дальнейшем избегать ошибки.

 

Вы, наверное, слышали поговорку: «Ошибок не совершает тот, кто ничего не делает». Предлагаю вам стихотворение В. Берестова. (Читает подготовленный ученик)

 

* * *

 

Однажды человек ошибку совершил,

 Напуганный, не знал, куда деваться,

 И, дорожа спокойствием души,

 Поклялся вообще не ошибаться.

 

Чтобы не споткнуться, он замедлил шаг,

 Чтобы не забыться, спорить не решался,

 А собственное мнение прятал так,

 Что, собственно, без мнения остался.

 

Он никому на свете не мешал.

 Его встречали вежливой улыбкой.

 Ошибок он уже не совершал.

 Вся жизнь его теперь была ошибкой.

 

 

Мне хочется дать вам возможность ещё раз почувствовать себя командой, выплеснуть свои эмоции и отдохнуть в процессе творчества.

 

Игра « Рисуем портрет».

 

Давайте разделимся на 4 группы, занимайте места вокруг столов, где вы найдёте всё необходимое.

 

Ребята получают задание. ( Нарисовать портрет толерантной личности, другие – интолерантной). (Звучит музыка)

 

У вас 5 минут.

 

Вашим талантам нет границ! Шикарные работы!

 

С обсуждения портретов мы начнём следующее занятие.

 

Рефлексия в конце занятия:

 

Какую полезную информацию вы для себя получили на занятии?

 

Что больше всего понравилось на занятии?

 

(музыка)

III.Тестирование

 

У. А сейчас мы с вами проведем игру. Она позволит определить, насколько вы толерантны. В нашей школе учатся разные ребята: толстые, тонкие, большие, маленькие, в очках и без очков, разных национальностей, девочки и мальчики. Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. И каждый из нас неповторим и значим. Быть толерантным – значит уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями. Это означает быть внимательными к другим, не зацикливаться на установившихся стереотипах. Обращать внимание на то, что нас разъединяет. Толерантность позволяет нам оставить в нашем сердце больше места для наших друзей.

 

Тест. "Проверь себя, проявляешь ли ты толерантность"

 

1. Ким плохо одет...

 

! Это неважно.

 ? Ты подсмеиваешься над ним.

 

2. Том питается не так, как ты, по причине своей религии...

 

! Ты говоришь, что он выглядит смешно.

 ? Ты просишь, чтобы он объяснил это.

 

3. Цвет кожи у Джо отличается от твоего...

 

! Ты стремишься лучше узнать его.

 ? Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".

 

4. Пожилая женщина медленно идет…

 

? Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

 ! Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

 

5. Ты – мальчик, тебя ставят рядом с девочкой...

 

? Ты говоришь, что все девочки – нули.

 ! Ты разговариваешь с ней.

 

6. Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком...

 

? Ты говоришь, что все мальчики – нули.

 ! Ты разговариваешь с ним.

 

7. На твоих глазах на кого-то нападают...

 

! Ты пытаешься защитить его.

 ? Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

 

8. К тебе подходит ребенок-инвалид...

 

! Ты естественным образом разговариваешь с ним.

 ? Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

 

– Выбери правильный ответ, сосчитай кружки.

 Дети считают.

 – Если одни кружки, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

 Если от 3 до 7 кружков, ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится.

 У тебя менее 3 кружков: ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!

Категория: Мои файлы | Добавил: Наташа
Просмотров: 2389 | Загрузок: 123 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Суббота, 11.05.2024, 19:42
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Категории раздела
Мои файлы [11]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 21
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz